Гядиминас Жемялис: Bombardier продолжает рисковать жизнями пассажиров

Bombardier - купить частный самолет с регистрацией

10 января 2018 года борт LO 3924 польского национального перевозчика LOT совершил аварийную посадку в аэропорту Варшавы им. Шопена. Причиной стала неполадка передней стойки шасси самолёта Bombardier Dash 8 Q400. Это было девятое подобное происшествие с данным типом самолёта.

В 2008 году канадский авиастроитель избежал крупного скандала, договорившись с SAS Airlines о компенсации в размере 164 млн. долл. Возможно, именно по этой причине более 1000 самолётов этой модели всё ещё в воздухе. По мнению экспертов в области авиации, возможно неисправность самолётов серии Dash Q является дефектом конструкции, который нельзя исправить.

Недавний инцидент в Варшаве далеко не редкость. В декабре 2017 года, другой борт компании LOT – LO3844 – избежал очень похожей ситуации: пилоты Q400 сообщили о проблеме с выпуском шасси, но сумели решить её в последний момент и, в конечном итоге, благополучно приземлились в Варшаве.

Читайте также:  На создание Ил-114 и Ил-96-400 будет выделено 100 млрд рублей

Кульминация истории с шасси серии Q случилась в 2007 году. 13 марта 2007 года, Q400 авиакомпании All Nippon Airways сел на нос в аэропорту Kōchi Ryōma, никто не пострадал. Поскольку в некоторых СМИ сообщалось о 70 отдельных инцидентах с моделью (от неисправного освещения до проблем с шасси) в Японии, Bombardier признал, что Q400 страдает от «проблем начального периода» [первый полёт выполнен 20 июня 1983 года — прим. «Авиация России»].

Но реальные проблемы поразили Bombardier несколько месяцев спустя, когда неполадки с шасси Q400 разгневали даже первого клиента Q400 – Scandinavian Airlines (SAS). В сентябре 2017 года произошли два отдельных инцидента, связанных со сбоями работы шасси Q400. Месяц спустя история повторилась, что побудило авиакомпанию загнать весь свой флот Q400 в ангар и начать судебную баталию с Bombardier.

Читайте также:  Суперджет 100 в ливрее а/к «Якутия» прибыл в Сингапур на авиашоу

После года судебных разбирательств, Bombardier удалось договориться о дорогостоящей компенсации с SAS и предотвратить скандал с Q400. Канадский производитель заплатил авиакомпании 164 млн. долл. США, но реальная стоимость сделки может быть намного больше (до 1,75 млрд. долл. США), поскольку SAS обновила свой флот в рамках сделки.

SAS воспользовался возможностью обновить флот, добавив 13 самолётов CRJ900 и 14 новых Q400. Тем не менее, Q400 были доставлены не скандинавской компании, а аффилированным авиакомпаниям Wideroe и airBaltic. Интересно, что SAS в течение последующих пары лет продал свои акции в этих авиалиниях в сопровождении тех же Q400. Интересно и то, что в 2016 году один из Q400 airBaltic приземлился в Риге без выпущенного носового шасси. Сложно сказать, станет ли инцидент в Варшавском аэропорту последним в истории Bomardier Dash Q…

Читайте также:  Авиакомпаниям может не хватить мощностей после открытия чартеров в Турцию

Прим. «Авиация России» — в России самолёты компании Bombardier эксплуатируются в авиакомпаниях «Аврора» и «Якутия».

Гядиминас Жемялис — Член совета директоров ООО «РАМПОРТ АЭРО» — совместное предприятие Госкорпорации «Ростех» и Aviа Solutions Group по управлению и развитию аэропорта «Жуковский», Председатель правления компании Avia Solutions Group (Литва). В 2012 и 2014 годах Был включен в список 40 самых молодых лидеров мировой аэрокосмической индустрии по версии крупнейшего в мире аэрокосмического издания «Aviation Week».