Интернет на борту самолётов обеспечит российское оборудование

Bombardier - купить частный самолет с регистрацией

ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) планирует разработать оборудование для предоставления услуг широкополосной связи на борту самолётов через российские спутники. Об этом «Известиям» рассказал Юрий Прохоров, генеральный директор ГПКС.

— В этом направлении активно развиваются наши конкуренты за рубежом, и мы хотим предложить подобный сервис, основанный на отечественной разработке, мы предпочли не брать готовое зарубежное решение, — пояснил Юрий Прохоров. — Эти сервисы могут позволить нам задействовать труднопродаваемые ресурсы на тех аппаратах, точность удержания которых на орбите недостаточно стабильна. Поскольку мобильные станции, например на самолётах или кораблях, как раз способны использовать сигнал такого спутника, им всё равно, стабильный он или болтающийся.

Спутниковая группировка ГПКС сейчас состоит из 13 спутников на геостационарной орбите, поэтому обеспечить связь они могут практически в любой точке земного шара. Пилотный проект по оснащению самолётов средствами связи через российские спутники планируется в следующем году. На корпус самолёта устанавливается принимающая сигнал специальная антенна, которая не должна ухудшать обтекаемость самолёта. Она ловит сигнал со спутника, который находится намного выше: самолёт летит на расстоянии 10 км от земли, спутник находится на расстоянии 36 тыс. км от земли. Дальше сигнал уже может подаваться в салон, где раздается как обычный Wi-Fi.

Читайте также:  Sukhoi Superjet 100 готовится покорить Поднебесную

Сейчас ряд зарубежных и российских авиакомпаний предлагают услуги интернета на борту во время полёта. Такой сервис бывает бесплатным (к примеру, в бизнес-классе) или стоит от $5 до $30 в зависимости от объёма трафика. Для обеспечения связи по всему маршруту от одной страны к другой авиакомпании заключают договор с «интегратором», который задействует одного или нескольких операторов связи. В мире есть несколько компаний, которые организуют подобную услугу, например компания OnAir (обеспечивает связь для нескольких самолётов «Аэрофлота») и Panasonic Avionics (обеспечивала связь для «Трансаэро»). Эти компании предоставляют свои разработки — «железо» для самолётов для обеспечения сигнала, а также заключают договоры с операторами. Генеральный директор группы компаний ComNews Леонид Коник рассказал, что оснащение воздушных судов оборудованием для интернет-доступа — одна из самых горячих тем на рынке спутниковой связи во всём мире.

Читайте также:  ГСС представляют Sukhoi Business Jet на выставке в ЮАР

— Во-первых, люди привыкли иметь постоянный доступ в интернет, а особенно он нужен в дальних полётах — когда в самолёте человек проводит по десять и более часов. Авиакомпании стараются предоставить им максимально удобный сервис, — комментирует Леонид Коник. — Во-вторых, что гораздо важнее, интернет необходим для мониторинга бортовых систем, датчики непрерывно в онлайне смогут передавать на землю, что с двигателями всё в порядке, кабина не разгерметизирована, топливо не на исходе и так далее. После нескольких крупных катастроф ICAO разработала требования, по которым до 2020 года каждое воздушное судно должно быть оснащено оборудованием, которое мониторит самолёт, а вот для того, чтобы сигнал беспрерывно передавался на землю, как раз и нужен интернет. Около 20 тыс. дальнемагистральных самолётов сейчас не имеют интернета, это огромный рынок, поэтому очевиден интерес российских компаний к этому рынку. Все крупнейшие мировые операторы спутниковой связи, включая и ФГУП «Космическая связь», наперегонки ринулись в эту огромную нишу.