Ту-160М2 — в Казани восстанавливают ключевые технологии

Bombardier - купить частный самолет с регистрацией

На Казанском авиазаводе подписан график изготовления важнейшей части будущего ракетоносца — титановой центральной балки. Инженеры авиастроительного предприятия восстанавливают уникальную технологию — вакуумный отжиг и сварку узлов из титана на установках электронно-лучевой сварки (ЭЛУ-24) и отжига (УВН-45).

Эксперты указывают на важность момента и напоминают, что после развала СССР «титановый» цех попросту «разбомбили». На заводе признают, что многое «в запущенном состоянии», не сохранилось даже документов.

В марте КАЗ заключил два контракта на восстановление оборудования для производства Ту-160М2, оба должны быть выполнены до 30 марта 2017 года. ПАО «Электромеханика» (Ржев) обязалось за 948 млн. рублей привести в порядок УВН-45, подрядчиком для восстановления ЭЛУ-24, по информации деловой электронной газеты Татарстана «Бизнес-Онлайн», стало ижевское ОАО «НИТИ «Прогресс». Ему заплатят 710 млн. рублей. А всего, получается, 1,7 млрд. — сумма немаленькая для ремонта двух установок.

Почему так важны установки ЭЛУ-24 и УВН-45

Во второй половине 70-х подготовка к строительству Ту-160 потребовала тотальной реконструкции КАЗа. Среди прочего был построен новый корпус с цехом механической сборки титановых узлов и установками ЭЛУ-24 и УВН-45. Появилось уникальное оборудование для работы с 20-метровыми монолитными плитами переменной толщины из титановых сплавов, ведь из них сделано 38% конструкции Ту-160.

Читайте также:  С апреля S7 открывает прямые рейсы на Родос

«Хребтом» бомбардировщика можно назвать центральную титановую балку длиной 12,4 м и шириной 2,1 м, вокруг которой и группировались остальные элементы планера. Например, на её шарнирные узлы навешивались крылья. Для изготовления балки был разработан технологический процесс электронно-лучевой сварки в нейтральной среде или в вакууме. «Титан, как известно, не варится на воздухе — начинает гореть, и ничем его не затушишь, поэтому это делают либо в вакууме, либо в нейтральной среде, — рассказывает советник премьер-министра РТ Назир Киреев. — При сварке всё должно идти очень точно — всё исчисляется буквально долями миллиметра».

Балка фрезеровалась из двух половин и сваривалась в одно целое в вакуумной камере под спецприсадками и флюсами. В научно-популярной литературе говорится, что такая сварка до сих пор относится к уникальным технологиям и может считаться национальным приоритетом страны. «Такая сварка тогда была только на Казанском авиазаводе, и появилась она только в связи с Ту-160, — напомнил Киреев. — Ни у какого другого изделия не было центроплана из титана».

Читайте также:  ГСС представляют Sukhoi Business Jet на выставке в ЮАР

— Насколько важен этап восстановления двух установок с точки зрения перезапуска производства Ту-160, а если быть точным, строительства нового «стратега» — Ту-160М2?

— На ЭЛУ делают сварку центроплана. Если вновь не научимся делать эту балку — не будет никакого нового Ту-160. Как известно, деньги на восстановление установок выделили большие, — отвечает Назир Киреев.

— Успеют ли к сроку?

— Сложно сказать: установки давно и основательно в нерабочем состоянии, ведь после 90-х годов в этом цехе всё буквально разбомбили. И если бы только в этом цехе был разгром, — невесело отмечает Киреев.

«Всё оказалось в запущенном состоянии», — не стали скрывать положение дел с двумя установками корреспонденты заводской газеты «Вперед!». По их сведениям, даже документов никаких не осталось. Вместе с тем журналисты весьма оптимистичны: «В последнее время коллектив цеха №45 у всех на слуху. Ведь именно на базе этого коллектива создается новое механосварочное производство. После выхода в свет распоряжения директора завода о создании механосборочного производства и цехов №45, 40 прошло совсем немного времени, а результаты работы уже налицо. Казанский Гипронииавиапром утвердил новую планировку цеха. В настоящее время каждый этап работы подробно расписан. К 30 марта 2017 года необходимо отработать и принять установки ЭЛУ-24, УВН-45 и начать изготавливать подсборки центральной балки и поворотного узла».

Читайте также:  Интервью с главнокомандующим ВВС России в период с 1991 по 1998 годы Петром Дейнекиным

Судя по словам начальника цеха №45 Алексея Потапова, уже подписан график поэтапного изготовления новой центральной балки и поворотного узла Ту-160М2. Кроме того, в цехе ведутся ремонт кровли, строительно-монтажные работы под установку нового оборудования для вакуумной системы, систем управления, охлаждения, электроавтоматики.

Интересно, что в 70-е эту тему вёл киевский институт им. Патона. «Когда установку в Казани окончательно довели до ума, оттуда приехала целая делегация — так они просто восхитились!» — вспомнил былое главный конструктор Ту-160 Валентин Близнюк.

— Сумеем ли сегодня обойтись без украинских специалистов?

— Да, во главе работы стоял патоновский институт, — говорит Киреев, — он располагался на Украине, но это, конечно, не означает, что он был только украинским. И напомню, что помимо него электронно-лучевую установку делали 25 институтов! А сейчас будут привлекать всех, кто способен хоть что-то в этом плане сделать.